Лама Еше
Сострадание и буддийская мораль

ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О СОСТРАДАНИИ И "ИДИОТСКОМ СОСТРАДАНИИ".
МЕЖДУ НИМИ ЕСТЬ РАЗЛИЧИЕ.
О действенном сострадании и "идиотском сострадании" пассивности

Предположим, что вы нянчите ребёнка, Блуто, и случается, что в ванной комнате лежит открыто острая бритва. Маленький Блуто берёт её и ходит, размахивая ею перед всем, что видит. Вы знаете, что он будет плакать и совершенно расстроится, если это лезвие забрать у него, но неужели вы позволите ему поранить себя или окружающих, только потому что «не хотели сделать его несчастным, забрав его игрушку»? Конечно, вы сразу же отберёте лезвие у него.

Или, рассмотрим другого ребенка, маленького Бретли, играющего со своим мячиком перед домом, он кидает мяч и тот катится прямо на улицу, по которой идет грузовик на высокой скорости. Если вы прекратите эту игру с мячом, он разозлится и будет несчастлив. Хотите ли вы допустить, чтобы его сбил грузовик, или поймаете его и остановите, несмотря на вспышку раздражения?

Теперь, если вы пользуетесь «идиотским состраданием» и говорите, что не можете выносить, когда другой человек несчастлив, вы совершенно сознательно позволите случиться катастрофе с маленькими Блуто и Бретли. Будет ли это состраданием, или это «идиотское сострадание», которое сознательно допускает бедствия с маленькими детьми, из-за нерешительности или нежелания предпринять какие-то решительные шаги дабы предотвратить несчастье, несмотря на конечный результат?

Об этом должен думать каждый. Маленький Блуто, когда вы заберете у него лезвие, поднимет дикий вой и будет несчастно вопить. Маленький Бретли проявит себя также. По их мнению Вы сделали их несчастными и лишили их того, чем они имеют полное право обладать, как они полагают. Итак, кто прав? Вы скажете, что они только дети, Ваше знание гораздо больше и «Я действительно понимаю опасность, в которой они были», пока они слишком маленькие чтобы понять это, поэтому «Я не осужден за мои действия» за то, что остановил их. Так как Вы мудрее, знаете больше, то понимаете зло, которое может причинить острое лезвие или несущийся грузовик.
Мы должны делать правильные суждения в ситуациях такого рода. Правда базируется на факте, а не на чьих-то предосуждениях, заблуждениях, суевериях или культурных излишествах. Иногда необходимо правильно судить о том, что именно в данной ситуации может быть лучшим выходом.

Это не всегда легко и может сделать Вас непопулярным в глазах тех, чье мнение отличается от вашего. Совершенно ясно из вышеуказаных примеров, что часто, несмотря на шаги, предпринятые или не предпринятые Вами, кто-то все-равно будет несчастным. Правильное суждение приходит, когда Вы должны решить, опасно ли то или иное действие; где больше вреда, где более продолжительные вредные последствия? Какое другое воздействие может быть применено?

Когда требуется правильное суждение, тогда мы должны обладать смелостью и желанием совершить действие. Но лучше, если Вы будете правы, совершив его. Не будьте зависимым от сплетен или суждения или полуправды; вы ДОЛЖНЫ быть правы.

Об абортах

Еще один яркий пример современной спорной точки зрения по поводу прав женщин сделать аборт при нежелательной беременности. Буддисты имеют свой взгляд на этот способ контроля за рождаемостью. Если женщина приходит к Ламе за советом, Лама ДОЛЖЕН посоветовать ей не делать аборт, а поискать какую-то альтернативу, подождать неделю-другую и подумать тщательно об этом, а не принимать скорого решения под воздействием эмоционального шока. Однако, Лама скажет женщине, что у нее есть право выбора, в соответствии с Буддистской Моралью, но если она чувствует, что рожать ребенка в данный момент не следует, она имеет право принимать любые решения, касающиеся своего тела.

Она должна понимать, что уничтожение плода ДО отделения его от женщины, когда он еще не может выжить сам вне тела матери и до того как он сделал свой первый вдох, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ убийством; она просто убирает часть своего тела. Независимая сознательная жизнь считается с появлением тела и отрезанием пуповины, а также с первым дыханием. Она имеет право «свободного выбора». Это может показаться противоположным современной точке зрения, но это не так. Никоим образом Буддисты не считают 3-х или 4-х месячный зародыш живым существом, наделенным чувствами.
Это решение не ново. Аборты не были изобретены во второй половине прошлого века, только для того, чтобы дать движениям типа «Моральное Большинство» и «Право на Жизнь» что-то, дабы забить в свои барабаны и печатать интервью в газетах. Решение было принято в Консульском представительстве всех Буддистских групп после длительного исследования фактов и большого совещания около 2000 лет назад. Не пренебрегайте их решением; они знали даже больше, чем мы знаем сейчас об этом. Это было исследовано и установлено самыми просвещенными йогами, работающими с Консульством, что плод, отделенный до начала самостоятельного дыхания немедленно переходит в другую концепцию и проходит через нормальный период созревания и рождения в другой матери. Факт аборта «существа» или «человека» снова проходящего созревание в теле другой матери, выразиться в продленном периоде созревания потенциального «человека» намеревающегося родиться.

Об эфтаназии

Было также принято и одобрено решение в Консульстве о так называемом «гуманном убийстве», производимом врачами в случаях агонизирования при разрушающих болезнях без проблеска надежды на выздоровление или ослабление боли, это решение было рассмотрено как гуманное и вовсе не «убийство» в обычном смысле. Доктора и сестры были предупреждены о том, что если новорожденный имеет ужасное увечье или дефект, ему нельзя позволять дышать и пуповина не должна обрезаться до тех пор, пока он не умрет. Матери часто говорили из гуманных соображений, что ребенок был мертворожденный. В этом случае снова, «человек» ожидает входа в тело и то, что ему не дали дышать, автоматически переводит его в созревание в утробе другой матери, практически немедленно, и в его\ее сознании появится продленное созревание. Перерождение произойдет через 9 месяцев с надеждой на нормальное тело.

Что касается вопроса «когда душа войдет в тело?» — такой вопрос никогда не поднимался, частично из-за того, что западная идея «души» не является верной на Востоке. Была выработана Восточная концепция продолжающейся «жизни» или сознания на некоторых уровнях через все инкарнации, неся то, что они называют «Течение Существования» или «Потока Сознания», которое содержит ВЕСЬ опыт ВСЕХ жизней и развивает ВСЕ личности, которые «текут», включая положительное и отрицательное, проблемы и их выработанные решения, вещи изученные и еще не изученные, аппетиты и пристрастия, отношения и «врагов», а также «друзей». Поэтому, в некоторых случаях, вполне возможно запомнить прошлые инкарнации и события различных этапов прошлых жизней.

Так как то, что западники называют «смертью» (разрыв «личности», «существования» или, как называют Буддисты «Потока Сознания» от физического тела) и физические проблемы плода создают некоторую передачу прошлой Кармы тела, часть негативной Кармы, которой обладал человек в прошлых жизнях, будет уменьшена в последующих инкарнациях. Так как основная линия Буддистской Морали — правило «Ахимза» или «не навреди» или уменьши страдание, признает, что смерть, имеющего дефекты или сильно поврежденного плода или гуманное убийство ужасно страдающего и безнадежно больного взрослого человека, является морально правильным действием. Но это необходимо совершать с предельной осторожностью и под высоко ответственным надзором.

Не существует такого понятия как «убийство» человека в обычном западном понимании «смерти». Наша жизнь (жизни) продолжается и просто переходит из одного тела в другое и следующее, и в следующее, и в следующее… Западная концепция смерти — это недопонимание, основанное на незнании и неверных учениях в Западном мире о том, что мы имеем только одно тело и один шанс получить Просветление или усовершенствование и, если мы не делаем этого вовремя (и, возможно, никто никогда не делает этого в первом теле) тогда «ты получил это» и страшный, ужасный Ад ждет тебя. Что за чепуха!
По вопросу «передаваемой Кармы тела» можно сказать следующее, если кто-то был обезглавлен в прошлом веке, эта физическая травма тела будет перенесена в физические проблемы в будущей жизни — Не правда! Мне задавали этот вопрос многие люди и я сверился с Ламами, которые обладают абсолютным знанием и могут получить более глубокую информацию по этому поводу; они сказали — Это не правда. Это суеверие, которое пришло из Саентологии. Оно пришло от Рона Хаббарда, что якобы Ваш Поток Сознания несет в себе травматическое разрушение из прошлых жизней. Якобы, если в Вас заложена память о том, что Вам отрубили голову в прошлой жизни, то Вы будете немного нервничать, прикасаясь к острым объектам и, таким образом, переносить вперед физическую травму, но это не так.

О смерти физического тела и «сфере Ада»

Когда кто-то был убит, большая часть Кармы искупается. Смерть физического тела — это лечение от многих Карм, «Телесных Карм». Конечно, намеренное наказание за убийство произойдет тогда, когда Вы наконец, будете рождены в несчастливом месте, можно сказать «Сфере Ада». Но есть множество понятий того, что есть на самом деле «Сфера Ада». Мы можем считать, что это, грубо говоря, худшее существование, чем мы имеем в настоящем. Я уверен, что некоторые люди будут считать Руанду или Боснию, или Гаити сферой Ада.

Мы несем свою Карму в собственном Потоке Сознания, собственном Потоке Существования. Вот что описывает обычная западная концепция Кармы: сборище достаточно правдивых судей, сидящих в белых одеяниях на небесной скамье суда со списком твоих жизненных событий и собирающихся сказать тебе, все еще смущенному и виноватому, перед тем как встать со своей скамьи: «О, ты Сэмми Такой-то, был хорошим мальчиком и мы разрешим тебе родиться еще раз в прекрасной богатой семье, которая будет заботиться о тебе. Но Билли Такой-то, вон там, был плооооооохим мальчиком, поэтому он будет рожден там-то!»

Это абсолютно — не Буддизм. Наша прошлая история в нас: это мы, и только мы должны решать. Ответственность лежит на нас за то, где мы переродимся и какое перерождение мы получим. Если мы были отрицательными героями и причиняли зло людям, мы переродимся в негативной ситуации, где прочувствуем то, что совершили по отношению к другим. То же происходит и в положительной ситуации. Только Поток Вашего Сознания и Вы сами помещаете туда понятия о том, кто вечно «живет» в нем. Вас отправят туда, где Вы будете «подходить» потому что Вы автоматически перенесли туда себя сами.

Вот что такое «Карма». Нет таких Существ как «Боги Кармы»: каждый человек, существо, животное и тому подобное является собственным Богом Кармы, но только для своего Потока Сознания. Только мы несем полную ответственность за свои действия, наши эмоции, наши намерения и результаты наших желаний, пристрастий, слабостей в «позволении вещам происходить» и не исправлять ситуацию и нашу враждебность. Мы получим помощь в виде информации, совета, как «тихий голос внутри нас», защиту от защитников — в зависимости от ситуации — но так как мы живем в наших жизнях — это наша ответственность. Просветление это — действие «сделай сам».

Мы говорили о появлениях и ценных суждениях как о правильной акции, многие люди, возможно, думают, что Скотт Лайкли (глава ОСА) достаточно хороший человек; в ОСА много членов. Но посмотрите на ОСА внимательно. Причиняет ли он зло? Причиняет ли он вред кому-нибудь?

Всем ясно без предосуждения и логического ума, что он причиняет это. Факт, что ОН чувствует осуждение за свои действия не имеет для него значения. Взгляните на эмоциональные и личные «развалины», которые он оставляет позади себя. Очевидно, что он ПРИЧИНЯЕТ зло. Он может создавать для себя какое-то сомнительное возрождение на будущее.
Если Вы примете во внимание, что человек, который причиняет зло из-за своих предосуждений и действий, он часто будет перерождаться в «обратной ситуации», где он будет переносить результаты своих собственный действий, кто-то хочет узнать может ли мистер Лайкли построить для себя что-то вроде перерождения в черном гетто как счастливая, незамужняя, состоятельная мать. Такая ситуация конечно научит Существо, которое в этой жизни есть Скотт Лайкли, некоторым вещам о том, как сделать самому Карму.
Дабы правильно судить о том, какая основа под действиями, необходимо иметь чистое, ясное представление о фактах ситуации и ясное видение земных моральных правил; НЕ культурной, местной морали, но этической морали.

Основная линия — не делать зла, не причинять страданий и помнить клятву Бодхисаттвы, которая связывает Вас с освобождением от страдания там, где это возможно. Она не требует всезнания; не требует ясного сознания, ищет факты, просто дает доброжелательность, желание воспроизвести возможности, достаточно знаний обратить внимание на то, что происходит вокруг тебя, благожелательные и сострадательные точки зрения, понимание различий между состраданием и идиотским состраданием, определенное количество мудрости и МНОГО практического смысла.

Теперь, скажем, Вы стали свидетелем как кто-то убил кого-то, Вы читаете в газете о том, что это серийный убийца и Вы ЗНАЕТЕ без сомнений, что это именно тот убийца, которого ищет полиция. Очевидно, что этот человек причиняет зло другим и своей собственной «Карме». Что Вы сделаете? Вы позвоните в полицию и скажете им, что знаете, так?

Теперь, другой вопрос; я хочу заставить Вас думать. Вы — Буддист Ваджраяны и Вы приняли клятву Бодхисаттвы не причинять зло другим существам и уменьшить страдания, что вполне возможно сделать. До этого Вы идентифицировали убийцу и сомнений нет в том, что это он. Что Вы сделаете?

Если Вы позвоните в полицию, Вы причините зло «человеку», сдав его в полицию. С другой стороны, если Вы будете хранить молчание и позволите ему уйти, сколько людей он убьет еще? И кто, в этом случае будет ответственным за происходящее и будущие смерти? ВЫ!

Этот «здравый смысл» вырисовывается в картине, плюс распознавание того, продолжит ли он свои убийства и не просто причинит зло другим, но и создаст Карму себе, разрушит Поток Сознания и несчетное зло семьям, обществу и всем вовлеченным в эту ситуацию. Даже больше того, Вы связаны КЛЯТВОЙ заявить о нем немедленно и всячески помочь полиции.

Если Вы не находите возможным остановить это, тогда Вы ответственны как и преступник. И для снисходительных судей и для снисходительных властей необходимо подумать о - ИХ СОБСТВЕННОЙ ответственности, когда они позволят убийце или насильнику издеваться, убивать и насиловать беззащитную публику, проявив к нему ложное сострадание.

Буддистская мораль очень ясна в этой ситуации. Никто НЕ МОЖЕТ отворачиваться и притворяться, что этого не случилось или, что «Я не замешан в этом; это меня не касается». Когда правильное суждение требуется, мы должны иметь смелость и желание совершить правильное действие.

Лама Еше Тринле Одзер, 9-й Другмар Ринпоче.